Тема: Гласные звуки «А, О, У, И».

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о гласных звуках « А, О, У, И».

Коррекционно - образовательные задачи:

создать условия для закрепления у детей знаний о гласных звуках «А, О, У, И»; умения давать сравнительную характеристику звукам, определения места звуков в словах (начало, середина, конец); совершенствования навыков звукового анализа звукосочетаний из 2 гласных звуков.

Коррекционно - развивающие задачи:

создать условия для развития фонематических процессов; зрительного внимания; развития общей моторики, умения координировать речь с движением; развития речевых центров при помощи тренажёров «Су – джок».

Коррекционно - воспитательные задачи:

создать условия для формирования навыков сотрудничества, доброжелательности, выдержки и отзывчивости.

Интеграция: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: флэшка со звуковым письмом, письмо от пчёлки, картинки пчелок , почтальона Печкина, поднос, ромашки, предметные картинки на гласные звуки: « А, О, У, И», символы гласных звуков, тренажёры «Су – джок», музыкальная колонка, паровозики, красные фишки, сундучок с запиской медальки, солнышки и тучки, волшебная палочка.

Предварительная работа: знакомство с гласными звуками, знакомство с символами гласных звуков, нахождение места звуков в словах, составление звукового анализа, самомассаж с использованием тренажёров “Су-джок”.

Ход: I . Организационно – мотивационный момент:

а). Вводная часть. Логопед: Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Вячеславовна. Я хочу, с вами познакомится. У меня в руках волшебная коробочка, а в ней карточки с именами, я буду называть имена, если вы услышите своё имя подойдите ко мне.

II . Основная часть:

а). Логопед: - Ребята, я сегодня зашла в кабинет, и увидела на столе письмо, как вы думаете, кто его мог принести? (ответы детей).

А вы знаете почтальона из мультфильма «Простоквашино»? (правильно ребята вы угадали, это почтальон Печкин).

А подскажите мне, как нам узнать от кого это письмо? (ответы детей).

Я вам загадаю загадку, и быть может, когда мы её отгадаем, узнаем от кого оно.

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем (прослушивание звукового письма).

Логопед: - Ну что, поможем пчелке собрать медок?

Ребята, а как мы сможем помочь пчёлке? (ответы детей).

Вы предложили превратиться в пчелок, и я согласна нам будет удобнее, если мы сможем летать?

На месте повернитесь,

И в пчёлок превратитесь!

Приготовились, взлетели и на первый полетели!

б). 1 задание: Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в названии картинки.

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (ответы детей).

Что у них общего? (ответы детей).

В чем различия? (ответы детей).

в) . Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - второй).

Логопед: Чтоб задания выполнять,

Нужно пальчики размять, (дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром “Су-джок”)

Прыгал мячик по дорожке, (катаем мячик между ладоней)

И попал в мои ладошки, (спрятали мячик в ладошках)

Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)

Мои ручки развивать.

г). Следующие задание: “Живые звуки.

Логопед: - Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображён? Как вы думаете, что она кричит? Что с ней случилось?

Повторите, как кричит девочка. (АУ).

Сколько всего звуков вы услышали?

Какой первый?

Какой второй?

Выложите схему из звуков, используя фишки определённого цвета. Какого цвета?

(дети выполняют задания).

Логопед: - Ребята вы не устали? Предложите, как мы можем отдохнуть?

(цветок со скрипичным ключом, какой по счету? - третий).

Динамическое упражнение: «Трудолюбивая пчела».

Пчелка трудится весь день, (руками рисовать перед собой круг).

И работать ей не лень, (покачивание указательными пальцами в знак отрицания).

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками).

Клеит на брюшко пыльцу, (круговые движения ладонью по животу).

Хоботком нектар сосет, (вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться).

За день много соберет, («раскрыть» перед собой все пальцы).

Унесет нектар тот в улей, (изображают полет).

И назад вернется пулей, (резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед).

В сотах утрамбует мед, (топанье ногами).

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой).

Надо летом им стараться, (имитация накладывания меда в соты).

д). Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – четвёртый).

Задание: «Весёлый паровозик».

Логопед: - Перед вами карточки символов гласных звуков.

Назовите каждый свой звук.

Переверните, рассмотрите, что изображено на картинке?

Какой символ, такой гласный звук вы должны найти в названии картинки и определить, где звук спрятался?

Логопед: - Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Давайте превратимся опять в детей.

На месте повернитесь

И снова в ребят превратитесь.

Логопед: - Посмотрите, у меня на подносе тучки и солнышки, если задания вам понравились и были не сложными для вас возьмите солнышко, а если задания вам не понравились и были сложными возьмите тучку.

Итог: Логопед:

Ребята мы были так заняты, что не заметили, как появился сундучок.

Как вы думаете, кто его принёс и что может быть внутри? (ответы детей).

Давайте посмотрим. Тут записка, давайте прочтём. А ещё пчёлка дарит вам медали.

Проект «Знакомство с гласными звуками».

Для детей старшей логопедической группы.

Учитель-логопед:

Цель проекта: знакомство с гласными звуками и буквами (У, А,И, О,Ы, Э), развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

Развитие чёткой артикуляции на примере гласных звуков. Развитие дыхания, чувства ритма, просодики при работе с гласными звуками. Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. Развитие лексико-грамматических категорий. Развитие мыслительных операций, внимания, памяти. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Направления работы:


Развитие артикуляции.

Чёткое произнесение на основе зрительного контроля и без него (индивидуальные зеркала, символы гласных)


Развитие просодики.
    Пропевание гласных с движениями Отхлопывание ритма с произнесением гласных Произнесение гласных с разной интонацией Пропевание гласных с различной силой, длительностью и высотой звучания Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного и длительного выдохов.
Фонематические представления, обучение грамоте. Характеристика гласных звуков (У, А,И, О, Ы, Э) Выделение гласных звуков (изолированно, в слогах, словах)
    начального ударного гласного выделение начального безударного звука выделение гласного звука под ударением после согласного выделение гласного звука после согласного
Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК, ДЫМ, ЭХО Знакомство с буквами
Лексико-грамматические категории.

    Договаривание слов в конце предложения. Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Составление предложений по предметным картинкам. Составление предложений со словом много, употребление существительных в единственном числе родительного падежа. Закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных. Работа с деформированной фразой.

Развитие психических процессов.

    Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Графический тренажёр «Игровизор» Игры: Что изменилось? Назови картинку! Что прибавили? Что с чем поменяли местами?, Четвёртый лишний! (по начальному гласному звуку).
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
    Игры с буквами: Заштрихуй, закрась! Допиши букву. Обведи, найди правильную букву. Сложи из палочек. Напиши по образцу. Выкладывание букв из разных материалов (гороха, семечек и т. д.) Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Графический тренажёр «Игровизор» Изображение пальцами букв.

Список литературы:


Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Говорим правильно в 5-6 лет. Графический тренажёр «Игровизор» , Исправляем произношение. Развивающие игры Воскобовича. Лабиринты букв. Гласные. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Игры с пальчиками.

Приложение 1.

Конспекты занятий.

Тема: Звук «У»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука У.

2. Выделение начального ударного гласного У.

3. Выделение начального безударного звука У.

4. Знакомство с буквой.

5. Договаривание слов в предложении.

Оборудование: предметные картинки со звуком У, индивидуальные зеркала, символ звука У, лабиринт гласной У (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Выделение на слух звука У из слов: умный, ухо, утка, угол. Длительное произнесение звука У:

    Логопедом, детьми Тихим и громким голосом Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука У, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губки трубочкой, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука У – маленький красный кружок. Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь У:
    Из ряда гласных: у, а, и, у, о, а, у, у, и, у Из слов: укроп, осень, туча, гриб, дуб
    В звукосочетаниях: УА, УО, УИ, УЫ В обратных слогах: УМ, УП, УТ, УК В словах: удочка, удар, утро, узор
Выделение звука У (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук У в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» с этими картинками
Составление предложений с этими словами.

В озере плавает утка.

У девочки болит ухо.

По дороге ползёт улитка.

У дедушки чёрные усы.

Знакомство с буквой У. Работа с лабиринтом буквы У. Итог.

Тема: Звук «А»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука А.

2. Выделение начального ударного и безударного гласного А.

3. Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.

4. Знакомство с буквой.

Оборудование: предметные картинки со звуком А, индивидуальные зеркала, символ звука А, лабиринт гласной А (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Отгадывание по артикуляционной позе звука У, припоминание картинок со звуком У. Выделение на слух звука А из слов: астры, автобус, арка, апельсин. Длительное произнесение звука А:

    Логопедом, детьми Произнесение тихо, громко, руками регулируя силу звука Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука А, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, рот широко открыт, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука А – «большой красный круг». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь А:
    Из ряда гласных: и, а, и, а, о, а, и, у, а, у Из ряда обратных слогов: АХ, АМ, АК, АМ Из слов: армия, август, осень, туча, утюг, удочка
Игра «Эхо». Выделение и называние первого звука
    В звукосочетаниях: АУ, АО, АИ, АЫ В обратных слогах: АМ, АП, АТ, АК В словах: аист, артист, абрикос
Выделение звука А (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук А в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Составление простых, нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.
    Подбор имён на звук А: Оля, Аня, Инна – Аня

Вова, Толя, Антон, Петя - Антон

    Составление предложений с помощью вопроса что делает?

Антон идёт. Антон убирает. Аня играет. Аня поёт.

Знакомство с буквой А. Работа с лабиринтом буквы А. Итог.

Тема: Звук «И»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука И.

2. Выделение начального ударного и безударного гласного И.

3. Составление предложений по предметным картинкам.

4. Знакомство с буквой.

5. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком И, индивидуальные зеркала, символ звука И, лабиринт гласной И (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука И из слов: игры, игрушки, ива, лифт, нитки. Длительное произнесение звука И:

Характеристика звука И, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы в улыбочке, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука И– «улыбочка». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь И:
    Из ряда гласных: и, а, и, у, о, а, и, у, и, у Из ряда обратных слогов: ИХ, УМ, ИК, АМ Из слов: индюк, август, икра, сок, редис, мир
Игра «Эхо». Выделение и называние первого звука
    В звукосочетаниях: ИУ, ИО, ИА, ИЫ В обратных слогах: ИМ, ИП, ИТ, ИК В словах: индюк, иголка, интерес
Выделение звука И (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок на звук И в начале слова Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Назови картинку» с этими картинками
Составление предложений по предметным картинкам.
    Подбор имён на звук И: Оля, Аня, Инна, Вова, Илья – Инна, Илья Составление предложений.

Инна ест малину. Илья видит индюка. Инна и Илья убирают листья.

Знакомство с буквой И. Работа с лабиринтом буквы И. Итог.

Тема: Звук «О»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука О.

2. Выделение звука О под ударением после согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК.

4. Знакомство с буквой.

5. Составление предложений со словом много, употребление существительных в ед. ч. родительного падежа.

5. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком О, индивидуальные зеркала, символ звука О, лабиринт гласной О (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И), картинок на эти звуки. Игра «4 лишний» с установкой на запоминание лишних слов

Заяц, лиса, кот, медведь - кот

Кошки, собаки, кони, совы - совы

Лось, корова, овца, кролик - лось

«Запомни, повтори» со словами кот, совы, лось, меняя порядок слов. Выделение на слух звука О из слов: овцы, кони, кошка, ослик, окно. Длительное произнесение звука О:

    Логопедом, детьми Модуляция голоса Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука О, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы «овальчиком», поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука О– «овал». Выделение звука на слух (лицо логопеда закрыто экраном). Хлопни, когда услышишь О:
    Из ряда гласных: и, о, и, у, о, а, о, у, о, у Из ряда обратных слогов: ИХ, УМ, ИК, АМ Из слов: индюк, август, икра, сок, редис, мир
Игра «Эхо». Выделение и называние первого звука
    В звукосочетаниях: ИУ, ИО, ИА, ИЫ В слогах: ОМ, ПО, ОТ, КО В словах: баран, кошка, ослик, козы, верблюд, лошадь
Воспроизведение слоговых рядов:

ПО-ТО-КО-ХО, ТО-КО-ХО-ПО, КО-ХО-ПО-ТО, ХО-ПО-ТО-КО

Выделение звука О (утрированное произнесение) на картинках

    Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком О Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Составление предложений с отобранными словами в сочетании со словом много: корова – На лугу много коров, и т. д.
Знакомство с буквой О. Работа с лабиринтом буквы О. Итог.

Тема: Звук «Ы»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука Ы.

2. Выделение звука Ы после согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем слова ДЫМ.

4. Знакомство с буквой.

5. Закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных.

6. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком Ы, индивидуальные зеркала, символ звука Ы, лабиринт гласной Ы (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И, О), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука Ы из слов: мыло, кеды, тюльпаны, дыра. Длительное произнесение звука Ы:

Характеристика звука Ы, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы немного вытянуты вперёд, поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука Ы– «маленький прямоугольник». Воспроизведение слоговых рядов:

ПЫ-ТЫ-КЫ-ХЫ ТЫ-КЫ-ХЫ-ПЫ КЫ-ХЫ-ПЫ-ТЫ

ЫП-ЫТ-ЫК-ЫХ ЫТ-ЫК-ЫХ-ЫП ЫК-ЫХ-ЫП-ЫТ

ПЫ ТЫ КЫ ХЫ

    Звуковой анализ слова ДЫМ Составление схемы этого слова
Выделение звука Ы (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком Ы (на 2 столбика: с «Ы» и без «Ы») Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?»
Игра «Эхо» - образование именительного падежа множественного числа существительных:

Завод - заводы

Тюльпан – тюльпаны

Вагон – вагоны и т. д.

Заучивание скороговорки. Выделение слов со звуком Ы.

От топота копыт пыль по полю летит.


Знакомство с буквой Ы. Работа с лабиринтом буквы Ы. Итог.

Тема: Звук «Э»

1.Чёткое произнесение и характеристика звука Э.

2. Выделение звука Э после согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем слова ЭХО.

4. Знакомство с буквой.

5. Работа с деформированной фразой.

6. Развитие памяти и внимания.

Оборудование: предметные картинки со звуком Э, индивидуальные зеркала, символ звука Э, лабиринт гласной Э (развивающая игра Воскобовича).

Ход занятия:

Оргмомент. Припоминание изученных гласных (А, У,И, О,Ы), картинок на эти звуки. Выделение на слух звука Э из слов: экран, Эмму, купе, эскалатор, этаж, этажерка. Длительное произнесение звука Э:

    Логопедом, детьми Наблюдение за положением губ при помощи индивидуальных зеркал
Характеристика звука Э, нахождение артикуляции на картинках с обезьянками. Воздух проходит свободно, губы немного вытянуты вперёд, рот открыт в «большое окошечко», поётся – звук гласный, обозначается красным цветом. Нахождение символа звука Э – «большой прямоугольник». Воспроизведение слоговых рядов:

ПЭ-ТЭ-КЭ-ХЭ ТЭ-КЭ-ХЭ-ПЭ КЭ-ХЭ-ПЭ-ТЭ

ЭП-ЭТ-ЭК-ЭХ ЭТ-ЭК-ЭХ-ЭП ЭК-ЭХ-ЭП-ЭТ

Формирование навыков звукового анализа:

    Звуковой анализ прямых слогов:

ПЭ ТЭ КЭ ХЭ

    Отгадывание и разучивание загадки.

Живёт без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

    Звуковой анализ слова ЭХО Составление схемы этого слова
Выделение звука Э (утрированное произнесение) на картинках
    Проговаривание всех картинок Отбор картинок со звуком Э Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» Подбор имён на Э: Уля, Инна, Эля – Эля

Игорь, Эдик, Антон - Эдик

Преобразование деформированной фразы:

Лес, в, услышал, Эдик, эхо – Эдик в лесу услышал эхо.

Поднялась, пятый, Эля, на, этаж – Эля поднялась на пятый этаж.

Едут, мама, и, Эдик, купе, в, поезд – Мама и Эдик едут в купе поезда.

Этажерка, положила, Эля, на, книгу – Эля положила книгу на этажерку.

Знакомство с буквой Э. Работа с лабиринтом буквы Э. Итог.

Приложение 2.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Громкий гудок паровозу подать,

Нежно лошадкой могут заржать,

Даже медведем могут рычать,

Эхом далёким в лесу отвечать.

Символы гласных звуков.

Весёлые обезьянки.

Приложение 3.

Пример лабиринта гласной.

Приложение 4.

Найди правильную букву. Исправь ошибки.

Допиши букву.

Приложение 5.

Гласные (аппликация из разных материалов: горох, веревки, мак, стружка, семечки и др.)

Приложение 6.

Игры с гласными.

Обучение граммоте в ДОУ.

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

2. Развитие слухового и зрительного внимания.

3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.

4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений.

2. 6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.

Оборудование: Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.

Фонограммы звуки природы и звуки предметов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад с.Каменка Пугачевского района Саратовской области»

Обучение грамоте

«Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Старшая разновозрастная группа

Подготовила воспитатель

Фархутдинова Светлана

Закировна

Каменка 2017г.

Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

2. Развитие слухового и зрительного внимания.

3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.

4. Дифференциация понятий гласный, согласный звуки.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений.

2. 6. Развитие фонематического слуха.

Раздаточный материал: Вырезанные из цветного картона красные кружочки зеленые и синие квадратики.

Оборудование: Синяя и зеленая коробка, игрушки, мяч.

Фонограммы звуки природы и звуки предметов

Ход занятия:

  • Орг. момент.

«Улыбка»

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

И она к тебе еще не раз вернется.

Вступительная часть.

Дидактическая игра «Послушаем»: Дети давайте с вами закроем глаза, постоим молча и послушаем. (фонограмма звуки природы, звуки предметов) Что вы слышите?

Всё, что вы услышали, как называется?

Правильно звуки. Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в сказочный город «Звукоград» . Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель: Но чтобы попасть в этот город нам надо отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны .

Основная часть.

Мы попали с вами в а совсем крохотный город под названьем «Звукоград» . В нем живет всеготридцать один житель. Этих жителей никто никогда не видел, так как они былиневидимками. Но зато их можно услышать. Зовут этих жителей звуки. Шесть звуковпевцы: а, о, э, у, и, ы. Им подпевают: я, ё, е, ю. За голосистость и певучесть эти звукиназывают - гласными. Звуки между собой очень дружат и распевают волшебные песни.Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно ихпроизносить.

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Их можно долго и громко петь - каждый в отдельности и последовательно переставляя. Давайте попоём. [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6). Называются они гласными, от слова «глас», т.е. голос. Потому, что их можно петь гласом, голосом. Эти звуки мы будем обозначать красным кружочком. Посмотрите они, как мячик. Он может долго катиться, так и гласные - поются, тянутся.

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится с мячом по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Но в этой волшебной стране есть ещё жители - согласные звуки. Им живётся хуже. Чтобы их произнести воздуху нужно прорываться через преграды, которые ставят им губы, зубы, язык. Петь эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только вместе с гласными. Поэтомуони и называются согласные звуки.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочеться им петь.

С,С,С...- змеиный слышен свист,

Ш,Ш,Ш...- шуршит опавший лист,

Ж,Ж,Ж...- жуки в саду жужжат,

Р,Р,Р...- моторы тарахтят

Согласные звуки произносятся коротко. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).

Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Обозначать мы их с вами будем, синим или зеленым квадратиком. Квадратик - кубик, посмотрите катиться, как мячик не может. Так и согласные не поются, не тянутся.

Дидактическая игра «Собери игрушки».

Ребята к нам заглядывал Незнайка и посмотрите какой беспорядок он оставил. Разбросал все игрушки, помогите мне их собрать. Но собирать мы будем их следующим образом: игрушку, которая начинается на твердый согласный звук мы уберем синюю коробку, а игрушку, которая начинается, на мягкий согласный, в зеленую.

Мы сейчас встанем и отдохнём.

Физкультминутка. Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками

руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими.

Что это значит? Послушайте и сравните, как звучат два музыкальных инструмента колокольчик и барабан. Что вы можете сказать о их звучании?

(Колокольчик звучит звонко, а у барабана глухой звук.)

Вот так и согласные звуки одни звучат звонко, другие глухо. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру

«Угадай, какой звук».

Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Составление схем слов.

Ребята звукам очень нравится. Как вы с ними играете.

А теперь они просят вас построить домики для слов.

Перед вами лежат карточки с рисунками и геометрические фигуры квадратики синие и зеленые и красные кружочки. Вам необходимо провести звуковой анализ слова и составить схемы к этим словам.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Итог занятия:

Ну а, нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?

На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

Назовите гласные звуки.

Какими бывают согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по городу «Звукоград».


Знакомство с гласными и согласными.

Учитель говорит:

- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».

- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно .

-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

1)Вокально-игровые упражнения.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг»

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.

2) Упражнения в узнавании согласных звуков

- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит; В– ворчит;

Г– гогочет; Д– долбит;

Ж – жужжит; З – звенит;

К – кряхтит; Л– лопочет;

М– мычит; Н– ноет;

П– пыхтит; Р– рычит;

С– свистит; Т– тарахтит;

Ф– фыркает; Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.

-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «Знакомство с произношением гласного звука»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас,прививать интерес к игре со словом,развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Ход занятия:

    По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране «Пиши-Читай»)

    Как зовут мудрейшего жителя этой страны? (Его зовут - Пиши-Читай)

    В каком городе волшебной страны мы побывали? (Звукоград)

    Кто живет в этом городе? (Звуки)

    Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов)

Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да).

Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?(звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки.

Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук . (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Игра " Куклы заблудились "

Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.

Физкультминутка .

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О–О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы–Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Игра «Назови гласный звук и найди его место»

Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Воспитатель: У меня в руках картинка.

    Что изображено на картинке?

    Сколько звуков в слове?

    Какой гласный звук слышим?

    Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова?(нужный квадрат закрывается красной карточкой.)

Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые.Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).

.

.

Игра "Утки и окуни".

Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.

    Вам понравилась играть со звуками?

    Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

    О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).

    На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).

    Сколько гласных звуков? (их 6).

    Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).

Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png